Если бы лет так двадцать назад мне сказали, что я буду воспитателем, да не просто буду работать в детском саду, а отдавать частичку своего сердца маленьким непоседам, я бы конечно не поверила! А как можно было в это поверить? Я росла домашним, совсем не «садовским» ребёнком. И представление о профессии «воспитатель» было общим и размытым. Почему-то мне казалось, что роль воспитателя в жизни малышей по большей части накормить, уложить спать.
Но судьба распорядилась таким образом, что, окончив педагогический университет, по специальности «учитель», я временно поступила на работу в детский сад. Но, как гласит мудрое утверждение: «Нет ничего более постоянного, чем временное».
И вот я «воспитатель»! Смешанные чувства испытывала я в тот момент: и радость, и волнение, и гордость, и тревогу! А смогу ли я? А понравлюсь ли я? А оправдаю ли я надежды так искренне смотрящих на меня глазок? И вот за плечами уже пятнадцать лет, а общение с детьми - каждый раз своего рода экзамен. Маленькие мудрые учителя и проверяют тебя на прочность, и одновременно любят тебя всепоглощающей любовью, в которой можно раствориться без остатка. Секрет их чистой любви прост: они открыты и простодушны. В настоящее время у меня 30 маленьких почемучек, и каждый из них уникален, у каждого ребенка есть свои увлечения и интересы. В ком-то живет пытливый наблюдатель, в ком-то кроется талантливый художник, а кто-то является неутомимым экспериментатором. Мы развиваем наклонности и способности детей. Никто не знает, кем будет работать этот кроха через 20 лет, но мы знаем точно, что в выборе его профессии будет и наша заслуга. Хотя избито звучит фраза «Дети — цветы жизни», тем не менее, это сравнение более всех подходит к этим хрупким, беззащитным и прекрасным созданиям. Ребенок – маленький бутон. Никто не знает, какую форму приобретет это цветок, когда раскроется. Будет он ярким и крупным или невзрачным и хилым, зависит от множества обстоятельств. То, что вложим мы в этот цветок, какой обеспечим уход, будет решающим фактором впоследствии. Воспитатель – это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.
Дети в дошкольном учреждении еще не понимают, что с самого утра и до позднего вечера с ними происходит образовательный процесс, что они получают первую ступень образования. Я не являюсь диктатором для своих воспитанников, а в игровой форме стараюсь дать им первые знания об окружающем мире. Мне нравится работать с детьми, нравится развивать их и учить добру. Говорят, что ребёнок рождается как чистый лист бумаги. А раз «чистый лист», значит, должны что-то написать. Вот мы, воспитатели, и «пишем», «сеем разумное, доброе, вечное». Нужно всегда верить в возможности каждого ребёнка. Французский философ Жан-Жак Руссо говорил: «Ребёнок должен делать то, что он хочет, но он должен хотеть того же, чего хочу я». Как мне кажется, в этом высказывании заключается секрет мастерства воспитателя: организовать педагогический процесс настолько органично, чтобы ребёнок не ощущал на себе педагогического воздействия, а взаимодействие.
Оказавшись в безумном ритме детсадовской жизни, моё представление о профессии «воспитатель» полностью изменилось. Жизнь похожа на калейдоскоп, как с каждым поворотом маленькой трубочки, картинка меняется, так и с поворотом времени все вокруг меняется, расцвечивается новыми красками, эмоциями, впечатлениями. Как же много воспитатель детского сада должен знать и, самое главное, успевать. Познакомившись с обязанностями «изнутри», могу заявить с полной уверенностью, что воспитатель – это «человек-универсал». А как иначе назвать человека, который одновременно отвечает на постоянные вопросы почемучек, готовит конспекты, пишет планы, разрабатывает сценарии развлечений и при всем этом, всегда идеально выглядит, так как воспитатель – эталон для подрастающего поколения. Воспитатель – это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника и т.д. Творческий потенциал воспитанника зависит от творческого потенциала самого воспитателя, поэтому нужно уделять большое внимание развитию творческого воображения.
Главная задача воспитателя – развить в ребёнке личность, ту неповторимость, которая будет выделять его среди окружающих; научить общаться и считаться с другими, уважать себя и других…
Но чтобы воспитать личность, нужно самому быть личностью.
Воспитатель должен очень много знать, владеть методикой дошкольного образования постоянно работать над собой, обладать специальными умениями и навыками; постоянно совершенствовать своё мастерство, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики. Воспитатель должен быть психологом, учитывать возрастные особенности детей, находить к ним индивидуальный подход, уважать их. Дети открыты для добра и красоты, не терпят несправедливости, говорят правду прямо в лицо!
Воспитатель должен быть творческой личностью, быть проводником для детей в мир сказки и фантазии, вызывать в детях восторг, любовь, нежность, удивление. Воспитатель должен быть интересен детям – уметь петь, танцевать, «оживлять» кукол, читать стихи, рассказывать сказки, шить, рисовать, делать игрушки из природного материала, из бумаги, из бутылочек и баночек, из крышек и коробочек и ещё много из чего!
Воспитатель должен любить детей, быть для них другом, с которым можно и поиграть, и посекретничать… Воспитатель помогает ребёнку в самом трудном и важном для него деле – наладить взаимоотношения с другими детьми, он должен стать тем человеком, с которым ребёнок захочет поделиться радостью или горем.
Воспитатель должен заботиться о здоровье детей, выполнять все режимные мероприятия; учить следить за своим внешним видом, приучать к самообслуживанию. Воспитатель должен уметь находить общий язык с родителями. Воспитатель должен со вниманием относиться к вопросам и пожеланиям родителей, быть с ними предельно вежливым и терпеливым (знать психологию взрослого человека, ведь родители все такие разные!)
Воспитатель должен быть: самостоятельным, старательным, дисциплинированным, трудолюбивым, ответственным. А также – быть обаятельным и привлекательным, красивым, аккуратным, соблюдать правила личной гигиены (ведь воспитатель является для детей образцом); не зависимо от житейских неприятностей – всегда жизнерадостным, весёлым, обладать чувством юмора.
Дети в дошкольном учреждении еще не понимают, что с самого утра и до позднего вечера с ними происходит образовательный процесс, что они получают первую ступень образования. Я не являюсь диктатором для своих воспитанников, а в игровой форме стараюсь дать им первые знания об окружающем мире. Мне нравится работать с детьми, нравится развивать их и учить добру. Говорят, что ребёнок рождается как чистый лист бумаги. А раз «чистый лист», значит, должны что-то написать. Вот мы, воспитатели, и «пишем», «сеем разумное, доброе, вечное». Нужно всегда верить в возможности каждого ребёнка.
В воспитатели пойдет далеко не каждый человек, это дело нужно не только по-настоящему любить, но и жить им. Один великий мудрец сказал: «Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно детей». Данные слова я могу целиком и полностью отнести к себе! Я всё больше убеждаюсь, что выбрала правильный профессиональный путь. Это моя дорога, мой мир и моя жизнь! Горжусь профессией своей за то, что детство проживаю многократно. Я глубоко убеждена, что я выбрала правильный в жизни путь – профессию воспитателя.
Работая по зову сердца, я могу сказать – профессии лучше моей нет!