Мастер — класс «Детская журналистика как средство социально - коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста »
В условиях реализации в образовательной деятельности ФОП ДО особое значение занимает выбор эффективных технологий.
Сегодня я хочу познакомить вас с технологией «детская журналистика» как средством социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Актуальность нашей технологии в том, что мы объединяем информационные технологии и основные механизмы развития детей, такие как игра, общение, исследовательская деятельность. Все дети любят играть, поэтому мы предлагаем им новую форму игры – игру в телевидение, где на место обычных игрушек придут настоящее техническое оборудование и современные компьютерные технологии.
Работа с этой технологией дает возможность упражнять детей в ораторском искусстве и дикторском мастерстве, расширяет представление дошкольников о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей, развивает стремление детей общаться со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.
Предложили эту технологию кандидаты педагогических наук С.М. Жарков и А.Ю. Дейкина, а так же доктор педагогических наук, профессор А.Н. Орлов.
Цель: формирование творческой, культурной, социально-активной личности, ориентированной на развитие интеллектуальной и социальной компетентности воспитанников в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности.
Технология содержит два основных блока: познавательный и деятельностный.
Познавательный блок предполагает работу по трем направлениям:
1 направление - знакомство детей с детскими журналами, газетами, телепередачами, их содержанием.
2 направление работы – знакомство с жанрами и некоторыми понятиями. Дети знакомятся с такими понятиями, как газета, журнал, альманах, телепередача. Также знакомятся с жанрами: интервью, статья, заметка, репортаж.
В ходе обсуждения с детьми мы даем простые определения этим понятиям.
3 направление – создание условий. После обсуждения детьми особенностей профессии журналиста в детском саду создается «центр журналистики» или «телестудия», в нашем студии это детская телестудия «Спутник ТВ». Мы знакомимся с атрибутикой, символикой журналистики, и вместе с детьми и родителями создаем их своими руками.
Деятельностный блок – предполагает совместную работу, по взаимодействию педагога с детьми. Совместно мы выбираем темы, названия, работаем с моделями .
Детская телестудия - позволяет детям окунуться в неизвестный мир телевидения с его внутренним содержанием, ознакомиться с малоизвестными и привлекательными для них профессиями: журналист, фотограф, редактор, оператор, диктор, а так же с их орудиями труда. (на экране интеллект карта профессия-журналист)
Работа перед камерой, является дополнительным стимулом для ребенка ясно, четко, понятно изъясняться, что способствует улучшению диалогической и монологической речи, ее грамматическому строю, активизации словаря. Помимо коммуникативных задач решаются и психологические: преодоление робости, стеснительности, повышается самооценка. Видеоряд из ФОТО
В решении этих задач нам помогает метод интервьюирования, который позволяет максимально использовать возможности каждого ребенка.
В работе по обучению интервьюрованию используем мнемотехнику, наличие зрительного плана-схемы делает диалог чётким, связным, последовательным, обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а это имеет приоритетное значение для полноценной подготовке к школе.
Эффективность данного метода как сильного, но ненавязчивого педагогического средства усиливается за счет того, что в распоряжении педагогов и детей есть современное оборудование, которое позволяет создавать и транслировать видеоролики. Применение технических средств, стимулирует детей, укрепляет чувство ответственности за свою роль, вдохновляет работать на результат. Ребенок осознает, что не только он видит себя со стороны, но и другие люди (родители, дети). Его видят и слышат.
Практическая часть с педагогами.
А сейчас, уважаемые педагоги, мы предлагаем вам окунуться в мир журналистики и приглашаем вас в выездную телестудию «Спутник ТВ»
Уважаемые коллеги, приглашаю 5 человек
Прежде чем, начать мастер класс я предлагаю вам подойти к квадрату эмоций и обозначить стикерами, чувства, которые вы испытываете в данный момент. Если у кого-то возникнут сложности, обращайтесь за помощью.
Коллеги, обратите внимание на экран и алгоритм выпуска журналистского продукта.
В работе с детьми мы заранее обсуждаем темы, зарисовываем их схематично, выбираем наиболее актуальную тему.
Наденьте, пожалуйста, галстуки и значки это будет опознавательная символика нашей телестудии
Прежде чем, начать мастер класс я предлагаю вам подойти к квадрату эмоций и обозначить стикерами, чувства, которые вы испытываете в данный момент. Если у кого-то возникнут сложности, обращайтесь за помощью.
Коллеги, обратите внимание на экран и алгоритм выпуска журналистского продукта. Алгоритм на экране.
В работе с детьми мы заранее обсуждаем темы, зарисовываем их схематично, выбираем наиболее актуальную тему.
Уважаемые коллеги, подойдите, пожалуйста, к столу! Перед вами карточки, возьмите понравившуюся карточку, переверните её. На обратной стороне атрибуты,необходимые для представителя той или иной профессии в журналистике.
2 диктора;
2 журналиста;
2в1-осветитель и звукорежисёр.
-Представьтесь, пожалуйста, …
- Очень приятно.
- Какие атрибуты изображены на вашей карточке.
- Как вы считаете, для какой профессии они необходимы? (журналист), согласна.
- Что должен уметь делать журналист?
ИТАК ПО КАЖДОМУ ИЗ НИХ
Две карточки остались на перевёрнутые, Ирина Александровна поднимает карточку и спрашивает - «Как вы считаете, для какой профессии они необходимы?».(Оператор) Какова роль оператора? В роли операторов у нас выступают как воспитатели, так и дети подготовительной к школе группы. Сегодня мы поработаем без них.
И конечно же нам нужен шеф редактор, ктр. Поможет найти достоинства и недостатки работы. С вашего позволения им буду я.
Уважаемые коллеги, прошу пройти за стол и занять место согласно вашей роли.
Вам понятны ваши обязанности? Хорошо
Перейдем к содержанию телепередачи! Определим рубрики.
Обратите внимание на модели рубрик на экране - у нас это рубрики: мы рады встрече с Вами, детский взгляд, мудрые советы, по секрету всему свету, читайка любознайка, копилка достижений, страна играйка, репортаж с места событий, рассуждалки не по-детски
Мы обсуждаем с детьми все рубрики, а после обсуждения дети фишками голосуют за понравившиеся рубрики.
Сегодня мы с вами осветим 3 рубрики: « Мы рады встречи с Вами»(Интервью с представителем профессии) интервью будет брать журналист….. в помощь Вам мнемотаблица.
Вторая рубрика, которую мы будем освещать - «Совет педагога» эту рубрику будет освещать…… (имя), обратите внимание на вспомогательную таблицу,
Так же в выпуске вас ждёт сюрприз от воспитанников Детского сада Спутник в рубрике рассуждалки.
Уважаемые коллеги, на подготовку задания у вас будет 5 минут, возьмите нужные атрибуты и займите рабочие места.
В случае затруднения обращаетесь к шеф – редактору.
СТАВИМ ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ (5 МИН)
Уважаемые коллеги и члены жюри, пока идёт подготовка предлагаю погрузиться в атмосферу журналистики вместе с телеканалом «Спутник ТВ».
ВИДЕО РОЛИК к закрытию года «Педагога и наставника».
Время подготовки истекло. Мы с коллегами готовы к съемке телепередачи.
- Внимание, ЭФИР. <Хлопушка>
СВЕТ ЛАМП!!!
Диктор:
- Добрый день! Вы находитесь в выездной телестудии «Спутник ТВ» в эфире передача «Педагог- звучит гордо». Сегодня вы увидите: интервью с интересным представителем профессии, услышите мудрые советы опытных педагогов, вас ждёт сюрприз от воспитанников д/с «Спутник» и конечно же прогноз погоды.
Посмотрим, какая атмосфера царит среди педагогов.
- Сейчас в эфире рубрика «Репортаж с места событий» нашего корреспондента (имя).
Журналист:
Рубрика - интервью с представителем профессий.
- Здравствуйте, Вас приветствует канал «Спутник Тв».
- Представитесь, пожалуйста.
- Разрешите задать Вам несколько вопросов?
Дальше по мнемотаблице.
Диктор:
- Благодаря репортажу нашего специального корреспондента (имя) узнали много интересных фактов о профессии педагог.
- А сейчас на связи наш коллега с рубрикой «Советы педагога»
Журналист:
Рубрика «Советы педагога»
- Добрый день! Вас приветствует канал « Спутник ТВ».
- Можно с Вами побеседовать? Скажите, пожалуйста, как Вас зовут?
- Какой совет Вы можете дать молодым специалистам.
- Спасибо!
- Это рубрика «Советы педагога», с вами был корреспондент (имя)
Диктор:
- Спасибо…. И наставники за мудрые советы, мы думаем, что молодые специалисты ими обязательно воспользуются.
- А сейчас обещанный сюрприз - рубрика рассуждалки.
- О погоде нам расскажет …..(имя): Сегодня и завтра ожидается сильный мороз, но это не помешает подготовиться всем к приближающимся праздникам. Желаем, всем крепкого здоровья и пусть непогода не омрачит праздничное настроение!
Диктор
- Наша передача подошла к концу. С вами в эфире были телеведущие (имена).
- До новых встреч!
- СНЯТО! ХЛОПУШКА
Уважаемые коллеги, так случилось, что именно завтра 12 декабря-отмечается всемирный день детского телевидения и конечно же спутник ТВ выпустил очередную передачу к этому празднику.
РОЛИК
Рефлексия
Уважаемые коллеги сегодня мы свами смоделировали технологию детская журналистика, вы побывали в роли работников телестудии.
Коллеги, возьмите экраны и выразите эмоцию, которую вызвало участие в нашем мастер-классе.
Прежде чем закончить мастер-класс я попрошу вас снова обратить внимание на квадрат эмоций. Возьмите стикеры и
Новый товар
«Семинар-практикум для родителей»
Тема: «Ребенок идет в школу»
Цель: установление сотрудничества, преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки дошкольников к школе.
Задачи:
- подготовить родителей и детей к новой социальной роли – «родители ученика» и «ученик»;
- повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению через использование наиболее эффективных форм взаимодействия;
- формировать осознанное отношение родителей и детей в необходимости целенаправленной подготовки к школе с целью безболезненной адаптации и дальнейшего успешного обучения.
Предварительная подготовка: выставка литературы «Готовимся к школе», буклеты «Игры-обучайки»; интервью «Идеальный родитель»; подготовка стихов «К школе я уже готов»; диагностика познавательного развития детей.
Содержание заседания:
_ Знакомство участников, включение в работу упражнение «Ассоциации»
- Игра «Идеальный ребенок, идеальный педагог»
- Доклад «Возрастные особенности детей 6-7 лет»
_ Выступление учителя начальных классов «Основные трудности адаптации детей в школе»
- Творческая презентация детей «К школе я уже готов » - компоненты готовности
- Презентация результатов диагностики «Интеллектуальное развитие ».
- Обсуждение педагогических ситуаций - оперативная реакция, выбор ориентира, постановка педагогической цели и задачи, реализация способов разрешения сложившейся ситуации, умение предвидеть результат (педагог, родители) .
- Советы родителям: буклет «Игры - обучайки».
Здравствуйте уважаемые педагоги, родители, сегодня мы с вами собрались для того, чтобы понять какие проблемы могут возникнуть когда дети пойдут в школу, насколько мы готовы к решению этих проблем сейчас и что мы можем сделать для того чтобы быть готовыми в будущем.
Упражнение «Ассоциации»
Мяч передается хаотично от участника к участнику. Тот, у кого мяч, быстро произносит слово-ассоциацию на выражение «Мой ребенок идет в школу». (Радость, тревога, сомнения, уверенность)
Несомненно, все волнующиеся, переживающие родители прежде всего сами должны быть готовыми к тому, что их ребенок идет в школу. Давайте вместе с вами составим портрет идеального родителя первоклассника и идеального учителя первоклассника.
Упражнение «Идеальный родитель - идеальный учитель»
Родителям предлагается составить сборный портрет идеального родителя и учителя из набора карточек. Ведущий просит называть качества, которыми должен, на их взгляд, обладать идеальный родитель. А вот как видят идеальных родителей и дети и родители
Ролик «Идеальный родитель»
Далее родителям показывают мишень, состоящую из 5 кругов, в центре находятся идеальные родители, в чем дальше от центра, тем дальше от идеала.
Мы составили портрет идеального родителя, а теперь я прошу каждого подумать и отметить на мишени то место, где, по-вашему мнению, каждый из вас, находится сейчас по отношению к идеальному родителю. Отмечают инициалами. Упражнение проходит без комментариев. Мишень сохраняют до последнего занятия, на котором отмечают свою позицию на этой же мишени другим цветом. (Изменилось ли мнение родителей.)
Какими должны быть дети знают наши воспитатели
Возрастные особенности детей педагог
Школа предъявляет к развитию ребенка определенные требования и дети попадая в школу сталкиваются с определенными трудностями.
Выступление Учителя
А о том что должны уметь дети, поступая в школу, расскажут нам сами.
«Компоненты школьной готовности»
- Я признаюсь вам большой, в школу собираюсь.
Рано утром сам встаю, сам и одеваюсь
К знаниям тянусь душой, потому, что я большой. Мотивационный
- Процедуру гигиены включим в распорядок,
Прическу, зубы и костюм приведу в порядок
Стоят строго по местам, машины, куклы, мишки
Игрушки все свои люблю, а уважаю книжки. (эмоц.волевая)
- ВЗРОСЛЫХ ОЧЕНЬ УВАЖАЮ, МАЛЫШЕЙ НЕ ОБИЖАЮ,
А В КОМПАНИИ ДРУЗЕЙ В ДОСКУ СВОЙ Я ХОТЬ УБЕЙ.
Не дерусь и не ругаюсь, а дружу и развиваюсь. (социальная)
- Скажу честно, по секрету, что умнее меня нету.
Больше, меньше иль равно. Отыщу я все равно.
И скажу не на угад, что, зачем, когда и как. (интеллект)
- Нарисую, что хотите, ручку правильно держу.
Я здоровьем не обижен, с физкультурою дружу. (физическая)
Педагогом-психологом проведена диагностика уровня интеллектуального развития детей
Презентация «Познавательное развитие»
Каждый ребенок индивидуален и мы с вами попробуем определить, какая проблема ребенка, как решить ее и какие трудности могут возникнуть, если эту проблему проигнорировать. Вытянув карточку прочитав проблему, нужно решить, какой компонент школьной готовности не сформирован.
Карточки «Проблемная ситуация»
- Мама систематически не может допросится у Иры убирать игрушки, закрывать за собой дверь, кормить кота…..
- Мама купила книжку «Готовимся к школе». Выполняя задания за столом, Саша все время вертится, встает, отвлекается.
- Любимая игра Аси «Школа», он все время туда хочет и постоянно спрашивает, когда в нее пойдет. Собирая сумку, она слаживает в пакет игрушки.
- Играя с соседским мальчиком в мяч, Петя все время с ним ссориться. Игра заканчивается дракой. На вопрос почему вы ссоритесь Петя отвечает: «Он говорит, что я играю неправильно»!
- Ира подсаживается к сестре, когда та делает аппликацию, или рисует. Она долго смотрит, как это делает сестра. Когда ей предлагают присоединиться отказывается.
Далее родителям показывают мишень, состоящую из 5 кругов, в центре находятся идеальные родители, которым не нужна дополнительная информация, они знают сами все о готовности к школе, о способностях своих детей и т.д, чем дальше от центра тем меньше родитель уверен в себе, а теперь я прошу каждого подумать и отметить на мишени то место, где, по-вашему мнению, каждый из вас, находится сейчас по отношению к идеальному родителю. Отмечают инициалами. Упражнение проходит без комментариев. Мишень сохраняют до последнего занятия, на котором отмечают свою позицию на этой же мишени другим цветом. (Изменилось ли мнение родителей.)
До свидания, до новых встреч.