" Приобщение детей к чтению" Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения. Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации, необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг. Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгам просмотр телепрограмм и мультфильмов, а также компьютерные игры. Эта печальная реальность должна заставить нас взрослых задуматься и попытаться, как-то исправить положение вещей. Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память. Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает. Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению, ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество. Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию. Уважаемые родители! С детства прививайте ребенку любовь к чтению. Пусть она проявляется у него как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого в семье нет, то еще не поздно начать, хотя для этого потребуется не мало сил и терпения. Важно, чтобы подрастающий человек с помощью взрослых и мудрой книги научился отличать плохое от хорошего, понимать истинные и ложные ценности. Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Читайте с детьми как можно больше, а главное - говорите, о чем прочитали! Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание. Приятного семейного чтения!?
«Наши дети - это наша старость.
Правильное воспитание –
это наша счастливая старость,
плохое воспитание - это наше будущее горе,
это наши слёзы, наша вина перед другими».
А.С. Макаренко
Взаимодействие с родителями строю на принципах преемственности семьи и дошкольного учреждения. Считаю, что важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условием – соблюдение педагогического такта и гибкости. Расчёт на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определённые полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребёнка.
Взаимное доверие, по моему мнению, возникает в результате эффективного обмена информацией. Решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателем и родителем. Доверие – главная цель в педагогическом общении с родителями и мне удалось добиться этого доверия. Достигла его с помощью определенных методических приемов.
Как бы серьезно не продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно - положительного потенциала.
Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Чтобы систематизировать содержание уголка, можно расположить материалы по разделам («Чем мы сегодня занимались», «Чем живёт группа», « О наших детях»). Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки-передвижки. Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, наблюдений за поведением детей в группе, подбираю материал для коллективных бесед - консультаций, групповых родительских собраний.
С родителями активно использую разнообразные формы работы. Традиционные формы: родительские собрания, консультации, анкетирование по разным вопросам, семинары, дни открытых дверей, утренники, оформление информационных стендов, буклетов.
Нетрадиционные формы: защита семейных проектов, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках родительских работ по изобразительной деятельности, организация мастер-классов для родителей, выпуск устных журналов.
Стараюсь находить эффективные способы взаимодействия с семьёй и все они ради достижения согласия в вопросах воспитания и обучения, так как без этого согласия нет полноценного личностного становления дошкольников.
Мастер — класс «Детская журналистика как средство социально - коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста »
В условиях реализации в образовательной деятельности ФОП ДО особое значение занимает выбор эффективных технологий.
Сегодня я хочу познакомить вас с технологией «детская журналистика» как средством социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Актуальность нашей технологии в том, что мы объединяем информационные технологии и основные механизмы развития детей, такие как игра, общение, исследовательская деятельность. Все дети любят играть, поэтому мы предлагаем им новую форму игры – игру в телевидение, где на место обычных игрушек придут настоящее техническое оборудование и современные компьютерные технологии.
Работа с этой технологией дает возможность упражнять детей в ораторском искусстве и дикторском мастерстве, расширяет представление дошкольников о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей, развивает стремление детей общаться со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.
Предложили эту технологию кандидаты педагогических наук С.М. Жарков и А.Ю. Дейкина, а так же доктор педагогических наук, профессор А.Н. Орлов.
Цель: формирование творческой, культурной, социально-активной личности, ориентированной на развитие интеллектуальной и социальной компетентности воспитанников в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности.
Технология содержит два основных блока: познавательный и деятельностный.
Познавательный блок предполагает работу по трем направлениям:
1 направление - знакомство детей с детскими журналами, газетами, телепередачами, их содержанием.
2 направление работы – знакомство с жанрами и некоторыми понятиями. Дети знакомятся с такими понятиями, как газета, журнал, альманах, телепередача. Также знакомятся с жанрами: интервью, статья, заметка, репортаж.
В ходе обсуждения с детьми мы даем простые определения этим понятиям.
3 направление – создание условий. После обсуждения детьми особенностей профессии журналиста в детском саду создается «центр журналистики» или «телестудия», в нашем студии это детская телестудия «Спутник ТВ». Мы знакомимся с атрибутикой, символикой журналистики, и вместе с детьми и родителями создаем их своими руками.
Деятельностный блок – предполагает совместную работу, по взаимодействию педагога с детьми. Совместно мы выбираем темы, названия, работаем с моделями .
Детская телестудия - позволяет детям окунуться в неизвестный мир телевидения с его внутренним содержанием, ознакомиться с малоизвестными и привлекательными для них профессиями: журналист, фотограф, редактор, оператор, диктор, а так же с их орудиями труда. (на экране интеллект карта профессия-журналист)
Работа перед камерой, является дополнительным стимулом для ребенка ясно, четко, понятно изъясняться, что способствует улучшению диалогической и монологической речи, ее грамматическому строю, активизации словаря. Помимо коммуникативных задач решаются и психологические: преодоление робости, стеснительности, повышается самооценка. Видеоряд из ФОТО
В решении этих задач нам помогает метод интервьюирования, который позволяет максимально использовать возможности каждого ребенка.
В работе по обучению интервьюрованию используем мнемотехнику, наличие зрительного плана-схемы делает диалог чётким, связным, последовательным, обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а это имеет приоритетное значение для полноценной подготовке к школе.
Эффективность данного метода как сильного, но ненавязчивого педагогического средства усиливается за счет того, что в распоряжении педагогов и детей есть современное оборудование, которое позволяет создавать и транслировать видеоролики. Применение технических средств, стимулирует детей, укрепляет чувство ответственности за свою роль, вдохновляет работать на результат. Ребенок осознает, что не только он видит себя со стороны, но и другие люди (родители, дети). Его видят и слышат.
Практическая часть с педагогами.
А сейчас, уважаемые педагоги, мы предлагаем вам окунуться в мир журналистики и приглашаем вас в выездную телестудию «Спутник ТВ»
Уважаемые коллеги, приглашаю 5 человек
Прежде чем, начать мастер класс я предлагаю вам подойти к квадрату эмоций и обозначить стикерами, чувства, которые вы испытываете в данный момент. Если у кого-то возникнут сложности, обращайтесь за помощью.
Коллеги, обратите внимание на экран и алгоритм выпуска журналистского продукта.
В работе с детьми мы заранее обсуждаем темы, зарисовываем их схематично, выбираем наиболее актуальную тему.
Наденьте, пожалуйста, галстуки и значки это будет опознавательная символика нашей телестудии
Прежде чем, начать мастер класс я предлагаю вам подойти к квадрату эмоций и обозначить стикерами, чувства, которые вы испытываете в данный момент. Если у кого-то возникнут сложности, обращайтесь за помощью.
Коллеги, обратите внимание на экран и алгоритм выпуска журналистского продукта. Алгоритм на экране.
В работе с детьми мы заранее обсуждаем темы, зарисовываем их схематично, выбираем наиболее актуальную тему.
Уважаемые коллеги, подойдите, пожалуйста, к столу! Перед вами карточки, возьмите понравившуюся карточку, переверните её. На обратной стороне атрибуты,необходимые для представителя той или иной профессии в журналистике.
2 диктора;
2 журналиста;
2в1-осветитель и звукорежисёр.
-Представьтесь, пожалуйста, …
- Очень приятно.
- Какие атрибуты изображены на вашей карточке.
- Как вы считаете, для какой профессии они необходимы? (журналист), согласна.
- Что должен уметь делать журналист?
ИТАК ПО КАЖДОМУ ИЗ НИХ
Две карточки остались на перевёрнутые, Ирина Александровна поднимает карточку и спрашивает - «Как вы считаете, для какой профессии они необходимы?».(Оператор) Какова роль оператора? В роли операторов у нас выступают как воспитатели, так и дети подготовительной к школе группы. Сегодня мы поработаем без них.
И конечно же нам нужен шеф редактор, ктр. Поможет найти достоинства и недостатки работы. С вашего позволения им буду я.
Уважаемые коллеги, прошу пройти за стол и занять место согласно вашей роли.
Вам понятны ваши обязанности? Хорошо
Перейдем к содержанию телепередачи! Определим рубрики.
Обратите внимание на модели рубрик на экране - у нас это рубрики: мы рады встрече с Вами, детский взгляд, мудрые советы, по секрету всему свету, читайка любознайка, копилка достижений, страна играйка, репортаж с места событий, рассуждалки не по-детски
Мы обсуждаем с детьми все рубрики, а после обсуждения дети фишками голосуют за понравившиеся рубрики.
Сегодня мы с вами осветим 3 рубрики: « Мы рады встречи с Вами»(Интервью с представителем профессии) интервью будет брать журналист….. в помощь Вам мнемотаблица.
Вторая рубрика, которую мы будем освещать - «Совет педагога» эту рубрику будет освещать…… (имя), обратите внимание на вспомогательную таблицу,
Так же в выпуске вас ждёт сюрприз от воспитанников Детского сада Спутник в рубрике рассуждалки.
Уважаемые коллеги, на подготовку задания у вас будет 5 минут, возьмите нужные атрибуты и займите рабочие места.
В случае затруднения обращаетесь к шеф – редактору.
СТАВИМ ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ (5 МИН)
Уважаемые коллеги и члены жюри, пока идёт подготовка предлагаю погрузиться в атмосферу журналистики вместе с телеканалом «Спутник ТВ».
ВИДЕО РОЛИК к закрытию года «Педагога и наставника».
Время подготовки истекло. Мы с коллегами готовы к съемке телепередачи.
- Внимание, ЭФИР. <Хлопушка>
СВЕТ ЛАМП!!!
Диктор:
- Добрый день! Вы находитесь в выездной телестудии «Спутник ТВ» в эфире передача «Педагог- звучит гордо». Сегодня вы увидите: интервью с интересным представителем профессии, услышите мудрые советы опытных педагогов, вас ждёт сюрприз от воспитанников д/с «Спутник» и конечно же прогноз погоды.
Посмотрим, какая атмосфера царит среди педагогов.
- Сейчас в эфире рубрика «Репортаж с места событий» нашего корреспондента (имя).
Журналист:
Рубрика - интервью с представителем профессий.
- Здравствуйте, Вас приветствует канал «Спутник Тв».
- Представитесь, пожалуйста.
- Разрешите задать Вам несколько вопросов?
Дальше по мнемотаблице.
Диктор:
- Благодаря репортажу нашего специального корреспондента (имя) узнали много интересных фактов о профессии педагог.
- А сейчас на связи наш коллега с рубрикой «Советы педагога»
Журналист:
Рубрика «Советы педагога»
- Добрый день! Вас приветствует канал « Спутник ТВ».
- Можно с Вами побеседовать? Скажите, пожалуйста, как Вас зовут?
- Какой совет Вы можете дать молодым специалистам.
- Спасибо!
- Это рубрика «Советы педагога», с вами был корреспондент (имя)
Диктор:
- Спасибо…. И наставники за мудрые советы, мы думаем, что молодые специалисты ими обязательно воспользуются.
- А сейчас обещанный сюрприз - рубрика рассуждалки.
- О погоде нам расскажет …..(имя): Сегодня и завтра ожидается сильный мороз, но это не помешает подготовиться всем к приближающимся праздникам. Желаем, всем крепкого здоровья и пусть непогода не омрачит праздничное настроение!
Диктор
- Наша передача подошла к концу. С вами в эфире были телеведущие (имена).
- До новых встреч!
- СНЯТО! ХЛОПУШКА
Уважаемые коллеги, так случилось, что именно завтра 12 декабря-отмечается всемирный день детского телевидения и конечно же спутник ТВ выпустил очередную передачу к этому празднику.
РОЛИК
Рефлексия
Уважаемые коллеги сегодня мы свами смоделировали технологию детская журналистика, вы побывали в роли работников телестудии.
Коллеги, возьмите экраны и выразите эмоцию, которую вызвало участие в нашем мастер-классе.
Прежде чем закончить мастер-класс я попрошу вас снова обратить внимание на квадрат эмоций. Возьмите стикеры и