«Формирование толерантного отношения к культуре других народов у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
На протяжении своей профессиональной деятельности я работаю над проблемой толерантного отношения детей к культуре других народов и постоянно ищу новые пути, формы и методы решения данной проблемы.
Актуальность формирования поликультурных качеств и толерантности у детей дошкольного возраста в том, что опыт восприятия окружающего мира у детей невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения.
Дошкольный возраст является сензитивным для приобретения социального опыта, формирования оценочных суждений, воспитания нравственности и толерантности.
Формирование толерантного отношения осуществлялось через реализацию проектной деятельности.
В процессе реализации проекта использовались разные методы работы.
Один из методов – виртуальная экскурсия.
Она позволяет разнообразить образовательный процесс, способствует развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.
Мною были разработаны: фотопутешествие в краеведческий музей, видеоэкскурсии в музей народного творчества, в Поимский историко-архитектурный музей, в семейный музей народной сказочницы А.П. Анисимовой, в мордовское село Карамалы Никольского района Пензенской области. Были разработаны видеоэкскурсии на народные праздники «Даньшино Фест» в с. Даньшино Белинского района Пензенской области, «Сабантуй» в с. Кикино Каменского района Пензенской области, «Яблочный спас», «Пасха» в Тарханах. Знания детей о содержании экскурсий закреплялись в ходе выполнения творческих работ, участия в конкурсах, выставках.
В процессе реализации проекта использовала музейную педагогику. Наш музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Большое внимание в своей работе уделяю использованию игровых технологий. Мною было разработано дидактическое пособие «Волшебный портфель». Использование пособия способствовало расширению целостных представлений детей о народах Пензенской области. Данное пособие можно использовать для ознакомления с новым материалом, для расширения и систематизации знаний, в качестве мнемотаблиц, для составления рассказов о разных народах.
Для систематизации знаний и хранения результатов поисковой деятельности использовалось пособие «Путешествие по Пензенской области». Оно представлено картой Пензенской области, с цветовыми обозначениями мест проживания разных народов. К карте прилагались 3 папки соответствующих цветов для хранения информации об особенностях каждой народности.
В работе над проектом активными участниками были родители. Они оказывали помощь в поисковой деятельности по сбору информации и были активными участниками разных мероприятий.
Надеюсь, что знания детей о многообразии национальных культур помогут проявлять толерантность, терпимость к окружающим. Дети не будут ограничивать себя в общении предрассудками, не будут проявлять национальную нетерпимость.