Новый товар
Мастер-класс для родителей
по познавательно-исследовательской деятельности
«Занимательные эксперименты»
Подготовила: воспитатель
Гусейнова Ирина Александровна
Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на очередном заседании интеллектуальной гостиной.
Познавательное развитие – образовательная область, которая рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, а также развитие интеллектуальных качеств дошкольников.
Познавательное развитие включает в себя:
Развитие познавательно – исследовательской деятельности
Формирование элементарных математических представлений
Ознакомление с предметным окружением
Ознакомление с социальным миром
Ознакомление с миром природы
Сегодня мы более подробно остановимся на познавательно-исследовательской деятельности!
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», - утверждают педагоги-практики. Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке! Выбрось эту гадость, где ты только такое находишь?»
Может быть, мы - папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать?
Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.
Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Направления экспериментальной работы:
1) живая природа(характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, их приспособление к окружающей среде)
2) неживая природа (воздух, вода, почва, свет, теплота и т.д.)
3) человек (функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений)
Детское экспериментирование:
Строится ребёнком, а не задаётся взрослым;
Это истинно детская деятельность;
Пронизывает все сферы жизни ребёнка;
Внутренне мотивированная деятельность;
Направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий;
Таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской деятельности
и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Правила выбора темы эксперимента:
1.Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
2.Тема должна быть выполнима, её решение должно принести реальную пользу участникам исследования.
3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Главное достоинство экспериментирования в том, что оно даёт ребёнку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память, активизирует мыслительные процессы, учит рассуждать и аргументировать собственные утверждения, что является успешным переходом ребёнка к новому этапу своей деятельности – обучению в школе.
Задача взрослых – создавать условия для формирования мировоззрения.
Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду и дома. Это будут простые опыты, не требующие специальных знаний и подготовки. Проводить их необходимо все же исключительно в присутствии взрослых во избежание непредвиденных ситуаций, опасных для жизни детей.
Прошу Вас пройти в мини-лабораторию, надеть белые халаты для защиты своей одежды от загрязнения.
Уважаемые родители, сначала вспомните и назовите свойство воздуха (ответы родителей).
В: Сейчас мы это проверим.
Свойства воздуха:
1. Воздух существует;
2. Воздух невидим;
3. Воздух не имеет вкуса;
4. Воздух не имеет запаха, но может запахи передавать;
5. Мы дышим воздухом;
6. Есть ли вес у воздуха;
7. Воздух очень легкий;
8. Воздух легче воды;
10. Ветер – это движение воздуха;
При уточнении понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; формирование представления о кислороде и углекислом газе; о значимости воздуха в жизни человека можно провести следующие эксперименты:
1. Помахать веером около лица, чтобы почувствовать движение воздуха. (Вывод: воздух не«невидимка». Его движение можно почувствовать, обмахиваясь в жару веером)
2. Опустить пустую бутылочку в таз с водой – из бутылочки выходят пузырьки. (Вывод: пустая бутылка оказывается не пустая – в ней воздух. Когда бутылку опускают в таз с водой, то воздушные пузыри поднимаются к поверхности, потому что газ легче жидкости)
В: Уважаемые родители, я предлагаю Вам провести опыт с воздухом и выявить его свойство. Опыт называется «Пузырьки спасатели».
Родители подходят к столу, на котором стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.
В: Налейте, пожалуйста, в стакан минеральную воду, сразу бросьте в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. (Родители выполняют задание.)
В: Почему пластилин падает на дно? (Ответы родителей.)
В: Правильно, пластилин тяжелее воды, поэтому тонет.
В: Что происходит на дне; почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему? (Ответы родителей.)
В: Правильно, в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.
В: Какой мы можем сделать вывод (Ответы родителей.)
В: Одни из самых любимых опытов у детей, являются опыты с водой. Дети узнают, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает, значение воды, кому она нужна для жизни, как человек использует воду.
В: Уважаемые родители, я предлагаю Вам провести опыт с водой и выявить его с свойство. Опыт называется «Вода принимает форму сосуда, в который она налита».
Родители подходят к столу, на котором воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновые перчатки, ковшики одинокого размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы.
В: Может ли вода иметь какую – то форму? (Ответы родителей.)
В: Как это проверить? (Ответы родителей.)
В: Какой формы эти сосуды? (Ответы родителей.)
В: Давайте заполним их водой.
В: Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ответы родителей.)
Родители наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах.
В: Уважаемые родители, а теперь сделайте вывод. (Ответы родителей.)
Буря в стакане воды
Оборудование: стакан с водой, соломинка
Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается?
На столе четверть стакана подкрашенной воды, четверть стакана подсолнечного масла и четверть стакана сиропа.
В: Что произойдет, если всю жидкость слить в один стакан?
Ответы родителей. Родители проводят эксперимент.
В: В итоге эксперимента получилась следующая картина: сироп, как самая плотная жидкость, осела на дно, посередине окажется вода, а масло всплывет наверх.
Несложные эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, не много фантазии и ,конечно, некоторые научные знания.
ВОПРОС…………….
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Например: ванная комната….во время мытья ребёнок может узнать много интересного, что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт. Кусочки мыла и т.д. и закрепляется свойство воды, вода-растворитель.
Также в ванной комнате разрешите играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой). Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.
Эксперименты для детей можно проводить дома с использованием обычного молока, создавая настоящую цветовую симфонию. Налейте в тарелку немного молока. Добавьте по капле пищевые красители различных цветов в центр тарелки. Красители можно купить в жидком виде или приобрести наборы в виде порошка, которые затем необходимо развести водой. Далее окуните ватную палочку в середину молока. Не смешивайте цвета! На другой конец ушной палочки капните жидкого мыла. Поместите намыленный конец палочки в центр тарелки и подержите 10-15 секунд. Посмотрите, какой взрыв цветов и красок!
Возьмите банку, налейте воды до половины, растворите в ней 2 столовые ложки соли. Возьмите сырое яйцо и погрузите его в получившийся соляной раствор. Яйцо всплывает! Это происходит потому, что соленая вода тяжелее обычной и тяжелее, чем собственно яйцо.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует и у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
В процессе экспериментирования Ваш ребенок получит возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом Вы будете равноправным партнером, соучастником деятельности, а это в свою очередь даст возможность ребенку проявить собственную исследовательскую активность. В результате ребёнок на наглядном примере усваивает те законы физики и химии, которые впоследствии будет проходить в школе. При этом Вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое Вы найдёте дома. Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!
И в помощь Вам предлагаю буклеты, где Вы найдёте описание экспериментов и список литературы, к которой Вы сможете обратиться за информацией по экспериментированию.
РЕФЛЕКСИЯ